Всеволода эмильевича мейерхольда :: Большая библиотека биографий

Всеволода эмильевича мейерхольда


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Всеволод Эмильевич Мейерхольд [28.1(9.2).1874, Пенза, — 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918 года. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 году — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 году вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли Мейерхольда — Треплев, Тузенбах ("Чайка", "Три сестры" Чехова), Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский ("Двенадцатая ночь", "Венецианский купец" Шекспира). В 1902 году Мейерхольд ушёл из МХТ; до 1905 года возглавлял организованное им "Товарищество новой драмы" (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольда, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольда в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольдом спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906—1907 годах Мейерхольд был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908 года), Мейерхольд ставил уже иную задачу — возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольда в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где он поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл Мейерхольда в первые же годы после Октябрьской революции 1917 года к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольда в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920—1938 годах театра были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения "трибуны" и "зрелища". Это характерно для спектаклей "Мистерия-Буфф", "Клоп" и "Баня" Маяковского, "Зори" Верхарна, "Мандат" Эрдмана, "Последний решительный" Вишневского, "Вступление" Германа. Работая над произведениями классической драматургии, Всеволод Мейерхольд стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста ["Лес" Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе уму" ("Горе от ума") Грибоедова и др.].

Мейерхольд осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а в 1935 году дал новое сценическое прочтение "Пиковой дамы" Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922—1924 годах Мейерхольд был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек Мейерхольда к работе в руководимом им оперном театре.

Творческие поиски Всеволода Мейерхольда оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.


Б. И. Ростоцкий.
Большая советская энциклопедия