Пыпин александр николаевич :: Большая библиотека биографий

Пыпин александр николаевич


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Пыпин ( Александр Николаевич ) - известный исследователь русской литературы и общественности. Родился в 1833 году в Саратове, в дворянской семье. Учился в саратовской гимназии, в Казанском ( первый курс ) и Санкт-Петербург ском университетах, где окончил курс в 1853 году кандидатом историко-филологического факультета. Еще студентом напечатал свой первый труд - ""Словарь к новгородской летописи"", в ""Сборнике Академии Наук"" (1852, № 3). Это было участие в работе над словарем древнего русского языка, предпринятой И. И. Срезневским, и где другими участниками были Н. Г. Чернышевский, П. А. Лавровский и др. Первой журнальной статьей Пыпина было исследование о драматурге XVIII века Лукине (""Отечественные Записки"", 1853 год; повторено при собрании соч. Лукина и Ельчанинова, Санкт-Петербург, 1868); это был отрывок из его кандидатской диссертации.

С тех пор он принимал довольно деятельное участие в ""Отечественных Записках"" рецензиями и статьями по истории литературы. Сосредоточив свои занятия на древней русской повести, Пыпин в 1857 году защитил магистерскую диссертацию "" Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских "". Здесь впервые дана история русской повести, начиная с заимствований из византийских и южнославянских источников и кончая повестями, сложившимися под западным влиянием, и первыми попытками оригинальной бытовой повести XVII века. Автор пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея, в то время еще мало известными. Некоторые старинные повести впервые исследованы Пыпиным, а некоторые (""Девгениево Деяние"", ""Повесть о Горе-злосчастии"") даже впервые открыты им при изучении сборников.

""Очерк"" Пыпина состав ил эпоху в области разработки истории русский повести. Дальнейшие работы в этой области весьма расширили изучение предмета, но труд Пыпина был исходным пунктом для новых исследователей. В 1858 году Пыпин был послан на два года за границу для приготовление к кафедре истории европейских литератур. Во время э того путешествия он побывал, между прочим, и в славянских землях (2 путевых очерка - ""Из Венеции"" и ""Из Флоренции"" появились в ""Современнике"" в 1859 году).

По возвращении он был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора и в 1860/61 учебном году читал лекции по истории провансальской и средневековой французской литературы. В ноябре 1861 года он подал в отставку (одновременно с Кавелиным, Спасовичем, Стасюлевичем и Борисом Утиным ), вследствие нарушения нормальной жизни университета после студенческих волнений, вызванных введением новых правил ( матрикул ) и обязательного для всех студентов взноса за слушание лекций. С 1863 года Пыпин принял ближайшее участие в ""Современнике"". Он был член ом редакции журнала, а несколько позднее (с 1865 года до приостановки в 1866 году) - ответственным редактором его (вместе с Некрасовым). К началу 60-х годов относятся работы Пыпина над апокрифами, на которые он один из первых русских ученых обратил внимание.

Плодом из учения их явилось издание ""Ложных и отреченных книг русской старины"" (1861), в III т. ""Памятников старинной русской литературы"". Объяснение к изданию помещены в ""Русском Слове"" 1862 года, а исследование о древней статье о книга х истинных и ложных напечатаны в ""Летописи занятий Археографической Комиссии"" (1862, вып. 1). Этим закончились научные работы Пыпина в области старой русской письменности, к которым он только мимоходом вернулся в 80-х годах, издав книжки : "" Свод ный старообрядческий Синодик"" (Санкт-Петербург, 1883), ""Из истории народной повести"" (Санкт-Петербург, 1887), ""Для любителей книжной старины"" ( Москва, 1888) и ""Подделки рукописей и народных песен"" (Санкт-Петербург, 1898). С середины 60-х годов, и особенно после закрытия ""Современника"", Пыпин некоторое время усердно занялся переводческой деятельность ю. Часть ю под его редакцией, частью в его переводе появились историко-литературные и исторические сочинения Шерра, Геттнера, Дрэпера, Лекки, Тэна, Рохау, Бентама.

Вместе с М. А. Антоновичем он перевел ""Историю индуктивных наук"" Уэвеля. В 90-х годах под редакцией Пыпина вышли "" История немецкой литературы"" Шерера и ""Искусство с точки зрения социологии"" Гюйо. В 1865 году вышел первоначально составлявший дополнение к ""Всеобщей истории литературы"" Шерра, совместный труд Пыпина и В. Д. Спасовича (последнему принадлежит очерк истории польской литературы), ""Обзор истории славянских литератур"". В 1874 - 1881 гг. эта книга появилась 2-м изданием в значительно переработанном и расширенном виде, под заглавием ""История славянских литератур"".

Этот капитальный труд (переведен на немецкий, чешский и французский языки ), представляющий собой единственное до сих пор обстоятельное изложение судеб тысячелетней истории литературы западных и южных славян, чрезвычайно замечателен не только как свод того, что сделано в области изучения духовной жизни славянства, но и по истинно научному методу своему. В то время как значительная часть наших славистов, охотно называя себя в теории славянофилами, в действительности впадает в русофильство и крайне одностороннее навязывание всему славянству одной веры и одного ""общеславянского"" (а на самом деле византийского) миросозерцания, Пыпин относится с величайшим уважением и с полной терпимостью к духовному складу каждой из отдельных славянских народностей. Он является решительным противником поглощения одной народности другой и исходит из идеала совместного развития общечеловеческой культуры и национальных индивидуальностей. С о снова нием ""Вестника Европы"" Пыпин (с 1867 года) становится одним из главнейших и виднейших деятелей его, и как член редакции журнала, и как самый плодовитый сотрудник журнала. В редкой книжке, на всем протяжении более чем 30-летнего существования ""Вестника Европы"", нет одной или нескольких статей Пыпина. Значительная часть этих статей, в переработанном виде, вошла в состав отдельно изданных сочинений Пыпина: "" Общественное движение в России при Александре I"" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е изд., 1885), "" Характеристики литературных мнений от 1820 до 50-х годов"" (Санкт-Петербург, 2-е изд., 1890), "" Белинский, его жизнь и переписка"" (Санкт-Петербург, 1876), ""История русской этнографии"" (4 т., Санкт-Петербург, 1890 - 91), ""История русской литературы"" (Санкт-Петербург, 1898; пока вышло 3 т., всех будет 4). Особо издан, в виде рукописи и в небольшом числе экземпляров, ""Хронологический указатель русских лож, от первого введения масонства до запрещения его"" (Санкт-Петербург, 1873).

Из статей Пыпина в ""Вестнике Европы"", не вошедших в отдельные сочинения, более замечательны: ""Русское масонство в XVIII веке"" (1867, т. II - IV), ""Русское масонство до Новикова"" (1868, № 6 и 7), ""Крылов и Радищев"" (1868, № 5), ""Феофан Прокопович и его противники"" (1869, № 6), ""Панславизм в прошлом и настоящем"" (1878, № 9 - 12), ""Литературный панславизм"" (1879, № 6, 8, 9), ""Польский вопрос в русской литературе"" (1880, № 2, 4, 5, 10, 11), ""История текста сочинений Пушкина"" (1887, № 2), ""Новые объяснения Пушкина"" (1887, № 8, 9), ""Обзор русских изучений славянства"" (1889, № 4 - 6), ""Идеализм М. Е. Салтыкова"" (1889, № 6), ""Русское славяноведение в XIX ст."" (1889, № 7 - 9), ""Журнальная деятельность М. Е. Салтыкова"" (1889, № 10 - 12), ""Литературные воспоминания"" и ""Переписка"" (1890, № 10 - 12), ""Гердер"" (1890, № 3 и 4), ""Новые данные о славянских делах"" (1893, № 6 - 8). Ряд статей и заметок по поводу текущих явлений литературной жизни напечатан Пыпиным в литературных обозрениях ""Вестника Европы"". Все перечисленные труды Пыпина являются ценным вкладом в нашу литературу. ""Общественное движение при Александре I"" богато новыми материалами и впервые дало цельную картину эпохи, до того известной по отрывочным данным и официально-безличным документам. Здесь ярко обрисована смена светлых надежд начала Александровского времени реакционно-пиэтическими стремлениями эпохи баронессы Крюденер, князя Голицына и Аракчеева.

В начале 1870-х годов Академия Наук избрала Пыпина своим сочленом по кафедре русской истории. Но вследствие энергического противодействия тогдашнего министра народного просвещения графа Д. А. Толстого - противодействия, доведенного до высших сфер, - утверждение замедлилось, и Пыпин, чтобы прекратить неловкое положение учреждения, отказался от избрания. ""Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов"" представляют собой историю русских литературно-общественных направлений. По этом у здесь рассмотрены, главным образ ом, представители нашей теоретической мысли: безусловные апологеты русского государственного уклада, затем Чаадаев, славянофилы, Белинский. Из художников автор анализирует только деятельность Жуковского, Пушкина и Гоголя, но не с точки зрения эстетической, а со стороны их общественно-политических взглядов. Заслугой ""Характеристик"" является систематизация славянофильского учения и освещение теории ""официальной народности"".

Этот термин создан Пыпиным и утвердился в нашей исторической литературе для определения ведущей свое начало от министра народного просвещения Уварова теории полной обособленности России, составляющей как бы особую часть света, к которой совершенно неприложимы требования и стремления европейской жизни и которая сильна неподвижностью основ своего государственного строя. Главное возражение, которое автор противопоставляет односторонностям славянофильства и теории ""официальной народности"", заключается в том, что ""национальность, как стихия историческая, способна к видоизменению и усовершенствованию, и в этом именно возможность и надежда национального успеха"". При неподвижности основ Россия не заимствовала бы из Византии христианства, а московское самодержавие не сменило бы собой удельно-вечевой быт. Биография Белинского, по частям печатавшаяся в ""Вестнике Европы"" 1874 - 1875 гг., в свое время привлекла к себе чрезвычайное внимание.

Она дает подробные и совершенно новые сведения не только о самом Белинском, но и друзьях его - Станкевиче, Вас. Боткине, Герцене, Бакунине и многих других, извлеченные из их переписки, впервые здесь обнародованной. Разыскание и систематизация переписки Белинского составляют крупную заслугу перед историей русской литературы. Письма Белинского, разысканные Пыпиным, вводили в мир небывалой душевной красоты и произвели сильное впечатление.

Все знали до сих пор Белинского-критика, теперь же вырисовался такой лучезарный образ человека-борца за свои идеи, который нельзя было не полюбить даже больше Белинского-писателя. Создалось мнение, что Белинский разысканных Пыпиным писем, свободно отразившийся здесь во всей чистоте и идеальности своего высоко го духа, едва ли не ценнее, чем в своих статьях, где его стесняли условия печати того времени. - ""История русской этнографии"" дает гораздо больше своего специального заглавия. Автор включает в свой поражающий эрудицией труд не только этнографов в узком смысле этого слова, но и всех исследователей русского народного творчества - Сахарова, Буслаева, Афанасьева, Веселовского и др., и даже всех теоретиков вопроса о народности, вплоть до публицистов-""народников"" 80-х и 90-х годов, вроде покойного Каблица-Юзова. В соединении с тем, что здесь даны обстоятельные биографии и характеристики длинного ряда русских ученых и публицистов, труд Пыпина является одним из самых капитальных историко-литературных пособий наших. В ""Истории русской литературы"" нет обычного в сочинениях подобного рода повествовательного элемента.

Краткие биографические данные приведены только в примечаниях к отдельным главам. Задача сочинения - отметить главные литературные течения. Заслуга его в том, что это первый свод огромного количества специальных исследований последних 20 - 30 лет, часто не приходящих ни к каким общим выводам. Пыпин интересуется только общими контурами, общей картиной хода русской литературы, впервые здесь представленной с такой рельефностью. Многое, ускользавшее от внимания специальных исследований, углублявшихся в детали, здесь выдвинуто на первый план.

Такова, например, в III т. картина умственного возбуждения в Москве накануне Петровской реформы, показывающая, что эта реформа вовсе не была резким переломом, что она представляет собой только эффектное завершение целого ряда подготовительных попыток. Каждого из 7 капитальных сочинений Пыпина, в совокупности составляющих 15 томов (собранные вместе журнальные статьи Пыпина составят не меньшее количество томов), было бы совершенно достаточно, чтобы обеспечить ему очень видное место в истории русской учености. Принадлежность же всех этих сочинений, столь высоко авторитетных, одному лицу представляет собой явление почти беспримерное в нашем ученом мире. Вот почему общественное мнение, без различия направлений, с особым сочувствием встретило в конце 1897 года известие, что Академия Наук, по прошествии 26 лет, снова избрала Пыпина своим сочленом.

На этот раз избрание Пыпина ординарным академиком ( отделение русского языка и словесности) получило утверждение. Умер в 1904 году. С. Венгеров.