Пругавин александр степанович :: Большая библиотека биографий

Пругавин александр степанович


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Пругавин ( Александр Степанович) - публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья : ""Знаем ли мы раскол?"" (в ""Неделе"", 1877, № 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в ""Голосе"", ""Новом Времени"", ""Русском Курьере"", ""Стране"", ""Русской Мысли"", ""Вестнике Европы"", ""Русских Ведомостях"", ""Историческом Вестнике"", ""Неделе"" и других. Наиболее замечательные из них: ""Еретики"" (""Голос"", 1880, № 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и особенно в великом князе Константине Николаевич е, благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), ""Шлиссельбургская крепость"" (""Русская Мысль"", 1880, № 12), "" Раскол и его исследователи"" (ib., 1881, № 2), ""Значение сектантства в русской народной жизни"" (ib., 1881, № 1), ""Алчущие и жаждущие правды"" (ib., 1881, № 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты ""сютаевцев"" в Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л. Н. Толстого, так и за границей.

М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в ""Revue des deux mondes"", 1883, № 1), ""Соловецкие узники"" (ib., 1881, № 11), ""Генерал Пашков и его проповеди"" (""Новое Время"", 1880, № 1413), ""Привилегированное сектантство "" и ""Религиозные кружки в Санкт-Петербург е"" (""Голос"", 1882, № 67, 74, 87 и другие), ""Пашковцы"" (""Русская Мысль"", 1884, № 5; - о Пашкове и пашковцах Пругавин первый поднял вопрос в печати), ""Немоляки"" (""Вестник Европы"", 1883, № 2), ""Уральское старообрядчество"" (""Голос"", 1883, № 33 и 37), ""Чернокнижники"" (""Русские Ведомости"", 1883, № 151 и 152), ""Губернаторское описание Выгорецкого общества"" (""Исторический Вестник"", 1883, № 8), ""Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года"" (""Русская Мысль"", 1883, № 10 и 11), ""Штунда в Орловской губернии"" (""Русские Ведомости"", 1884, № 63 и 70), ""Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным"" (""Русская Старина"", 1884, № 3 и 4), ""Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения"" (""Исторический Вестник"", 1884, № 11 и 12), ""Граф Лев Николаевич и Сютаев"" (""Неделя"", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и ""Религиозные кружки в Москве"" (""Северный Вестник"", 1887, № 2). Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги : ""Раскол внизу и раскол вверху.

Очерки современного сектантства"" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; ""Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа"" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отд. изд. из работ П. по расколу только ""Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений"" ( Москва, 1887).

В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал ""тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа"". Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал ""Программу для собирания сведений о том, что читает народ"" (Москва, 1888; 2-е изд., 1891); ""Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения"" (Москва, 1890; 2-е изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в ""Русских Ведомостях"" и ""Русской Мысли""); ""Законы и справочные сведения о начальном народном образовании"" (Санкт-Петербург, 1898). Его новейшие труды: ""Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости"" (СПб., 1903); ""Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола"" (Москва, 1904); ""Религиозные отщепенцы"" (2 выпуск, СПб., 1904); ""Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством"" (Москва, 1905); ""Раскол и сектантство в русской народной жизни"" (Москва, 1905).