Джузеппе мадзини :: Большая библиотека биографий

Джузеппе мадзини


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Джузеппе Мадзини (Mazzini) - знаменитый итальянский революционер, родился в 1805 году. По окончании курса в генуэзском университете, занимался в Генуе, потом в Ливорно литературной работой. Воспитанный в демократических идеях, Мадзини стал членом тайного общества карбонариев, где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и "великого избранника". В 1830 году он был предан, арестован и просидел 6 месяцев в крепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое и положение Италии, он решил, что "вместо попыток гальванизировать труп общества карбонариев, следует выстроить революционное здание на совершенно новом фундаменте". По отбытии заключения, Мадзини был выслан за границу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то в Швейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен от преследований итальянских правительств. Перебиваясь литературной работой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждал тайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с целью освобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в одно большое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокая религиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти, Сильвио Пеллико и многие другие из тогдашних итальянских демократов. "Я не верю ни в одну из существующих религий - говорил Джузеппе Мадзини, - но вместе с тем я убежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, как вечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельности я всегда руководствовался и буду руководствоваться религиозной идеей; правительство же наше основано на обожании материальных интересов... У нас есть только форма и подобие религии - папство. Противоположен папству, но одинаково является источником испорченности - материализм". Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству - это, по мнению Мадзини, стремление к свободе; бороться за нее - значит осуществлять в жизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этой идеи, Мадзини был безусловным республиканцем; однако, именно в качестве республиканца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народ желает такой формы правления, лишь бы только монархия была демократической и оставляла республиканцам свободу бороться за осуществление их идеала. В основу для разграничения государств между собой должен быть, по учению Мадзини, положен принцип национальности, которому Мадзини, подобно всем итальянским демократам, придавал громадное значение. Между национальными государствами должна существовать федеративная связь. Европейские соединенные штаты - таков был отдаленный политический идеал, о котором мечтал Мадзини; но к федерации итальянских государств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 годах среди итальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В области экономической Мадзини был противником социализма, казавшимся ему опасным для личной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями Мадзини вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь, и с ними умер. При вступлении на престол Карла Альберта (1831) Мадзини написал ему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути - путь реакционного террора и путь либеральных уступок. "Народ - писал Мадзини - не довольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав, законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства до дна и поклялся никогда более не наполнять ее". Официозный орган пьемонтского правительства, "Voce della Verita", ответил на письмо, от которого сам Мадзини не ожидал практических результатов, что "на короля не производят впечатлетния безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильные государи не боятся бумаги". Письмо Мадзини впервые ясно и определенно предложило программу объединения Италии Савойской династией, которая впоследствии была принята и ею самою и итальянскими демократами 16 лет спустя. Точно также в душе не веря в успех, Мадзини написал письмо папе Пию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединения Италии. В 1831 году Мадзини основал общество "Молодая Италия", в которое вступили кроме самых энергичных элементов из среды карбонариев много новых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль в истории объединительного движения Италии, выработав определенную политическую программу и план действий и объединив все революционные силы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движение процессами и суровыми приговорами; сам Мадзини, как глава заговора, был заочно приговорен в Пьемонте к смертной казни (1833). Приговор этот тяготел над Мадзини даже после объединения Италии, до 1866 года. В 1833 году Мадзини был главным организатором вторжения в Пьемонт, совершенного из Швейцарии под началом Раморино; сам Мадзини принял личное участие в походе. Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособности Раморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны или повешены; Мадзини успел бежать за границу. В 1834 году Мадзини основал журнал "La jeune Suisse" в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потом выслали большинство сотрудников журнала, в том числе и Мадзини. В 1844 году он поддерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 году, когда в Италии повсеместно началась революция, Мадзини немедленно поспешил на родину и основал в Милане газету "l'Italia del popolo" и общество Associazione nationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пьемонту. Пред падением Милана Мадзини вступил в отряд Гарибальди; затем он прибыл в Рим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душой которого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборону Рима против французов, а сам занялся гражданской организацией молодой республики, причем обнаружил большую энергию и редкий административный талант. Несмотря на военное положение республики, ей управляли без помощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимся крестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещениях Иезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римское национальное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложило триумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдаче Рима, Мадзини вместе с товарищами сложил с себя полномочия и уехал в Лондон. В 1853 году он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 году - экспедицию Пизакане. Эти мелкие и постоянно неудачные экспедиции казались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал более благоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действий вызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 году Гарибальди принял участие в борьбе против Австрии, а Мадзони распространял статьи и брошюры против пьемонтского правительства. После заключения мира Мадзони обратился с новым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить на борьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось без последствий, Мадзини обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей южной Италии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план "мадзинианской мечтой" и отказался. Тогда Мадзини один начал собирать деньги и волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны были стать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди, и, отчасти под влиянием убеждений Криспи, стал во главе экспедиции. Мадзини лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то Мадзини поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этот план стал рушиться, Мадзини уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег и вербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 годах. Меры, принятые против Гарибальди в 1867 году, привели Мадзини к убеждению, что союз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печати усиленную агитацию против итальянского правительства и за республику и не пожелал воспользоваться амнистией 1866 года, несмотря на то, что многократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 году на Сицилии началось республиканское движение. Сам Мадзини не верил в его успех, но отправился на остров. Схваченный в открытом море на пути в Сицилию он был отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием, покинуть Италию. Мадзини поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету "La Roma del Popolo". В 1872 году он вернулся в Италию, но простудился, переезжая через Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороны его в Генуе стеклось свыше 50 тысяч человек, и похоронная процессия явилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честь Мадзини был воздвигнут великолепный памятник; на высокой колоне из белого мрамора стоит его статуя; на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия, а возле нее юноша держит знамя с девизом: "Dio е popolo".

Б. Водовозов.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь"