Джорджа сантаяны (george santayana) :: Большая библиотека биографий

Джорджа сантаяны (george santayana)


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Джордж Сантаяна (George Santayana) (1863-1952), философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863 года, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886 году. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У. Джемса. В 1889 году стал преподавателем, а в 1907 году профессором философского факультета Гарвардского университета.

В одном из безупречных по стилю, но "изношенных и традиционных" сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике "Стихотворения" ("Poems", 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы "Интерпретация поэзии и религии" ("Interpretation of Poetry and Religion", 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге "Идея Христа в Евангелиях" ("The Idea of Christ in the Gospels", 1946). В шестом сонете в "Стихотворениях" утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге "Платонизм и духовная жизнь" ("Platonism and the Spiritual Life", 1927) и находит окончательную формулировку в работе "Царство Духа" ("The Realm of Spirit", 1940), составляющей четвертую часть "Царств Бытия".

Джордж Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У. Джемсу и Дж. Ройсу "более с удивлением, чем с искренним согласием", плохо понимая "протестантское сочетание серьезности и своенравия" (т. е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге "Характер и мнение в США" ("Character and Opinion in the United States", 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку "описывать вещи такими, как они есть" и в то же время "объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям". После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, "нецерковную религию". В 1896 году опубликовал лекции по эстетике - по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: "Смысл прекрасного" ("The Sense of Beauty"); в 1900 году за ними последовала книга "Интерпретации поэзии и религии" ("Interpretations of Poetry and Religion"). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд "Жизнь разума" ("The Life of Reason, or The Phases of Human Progress", 1905-1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 году вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: "Три философа-поэта" ("Three Philosophical Poets"), в которой различные мировоззрения - натурализм, супранатурализм и романтизм - представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела.

В 1912 году Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал "странствующим ученым". Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 году поселился в "вечном городе". Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952 года.

Джордж Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике "Некоторые повороты мысли в Новой философии" ("Some Turns of Thought in Modern Philosophy", 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике "Очерки по критическому реализму" ("Essays in Critical Realism", 1921). Значительную ценность также представляют работы: "Эгоизм в немецкой философии" ("Egotism in German Philosophy", 1916); "Английские монологи" ("Soliloquies in England and Later Soliloquies", 1922); "Скептицизм и животная вера" ("Scepticism and Animal Faith", 1923); повесть "Последний пуританин" ("The Last Puritan", 1936); трехтомная автобиография "Лица и положения" ("Persons and Places", 1944, 1945, 1953) и книга "Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве" ("Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government", 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд "Царства Бытия" ("Realms of Being", 1927-1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение.

Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать "материей". Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.


Энциклопедия "Кругосвет"