Джорджа беркли (george berkeley) :: Большая библиотека биографий

Джорджа беркли (george berkeley)


Узнай как бросить сейчас! ПОКА НЕ ПОЗДНО..
Читать далее >>


Чтобы похудеть на 9 кг за 7 дней, нужно раз в день...
Читать далее >>


Уже через 3 дня вкус алкоголя станет отвратительным!
Читать далее >>


Джордж Беркли (George Berkeley) (1685-1753), англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685 года. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 году перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам — "Опыт новой теории зрения" ("An Essay Towards a New Theory of Vision", 1709), "Трактат о принципах человеческого знания" ("Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge", 1710) и "Три разговора между Гиласом и Филонусом" ("Three Dialogues between Hylas and Philonous", 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710 году. Путешествовал по Европе в 1713-1721 годах; в 1724 году был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 году Беркли загорелся идеей основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731 год, где написал работу "Алсифрон, или Мелкий философ" ("Alciphron or, The Minute Philosopher", 1732). В 1734 году Беркли получил назначение епископом Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд — "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" ("Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries", 1744). В 1752 году он отошел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Джордж Беркли в Оксфорде 14 января 1753 года.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества — не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, — суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как "реальности", существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является "материальная субстанция" Локка. Существовать (т. е. быть реальным), заключал он, — значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, "идеи", не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в "не воспринимающей субстанции". Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако "материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей". Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть "установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения".

В действительности существуют только "духи", которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только "понятие", но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

В работах позднего периода Джордж Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем "Диалоге" он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в "Сейрисе" уже утверждает, что знание есть понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.


Энциклопедия "Кругосвет"